[греч. ᾿Ιωάννης ὁ Χοζεβίτης] (кон. V - сер. VI в.), прп. (пам. 3, 28 окт.), еп. Кесарии Палестинской. Сведения о подвижнике содержатся в «Церковной истории» Евагрия Схоластика, в «Луге духовном» Иоанна Мосха, в Житии прп. Cаввы Освященного Кирилла Скифопольского, в Житии прп. Георгия Хозевита. Согласно анонимному Житию И. Х., он род. в г. Фивы (Египет) в семье богатых и знатных родителей. В юном возрасте был пострижен в монахи своим дедом, вместе с к-рым подвизался в Фиваидской пустыне. С юности жил в монофизитской среде и разделял антихалкидонитские убеждения. Однако во время паломничества в Иерусалим, когда И. Х. решил поклониться Св. Животворящему Кресту, некая сила воспрепятствовала ему в этом, а во сне он услышал голос, возвестивший, что те, кто не являются чадами правосл. Церкви, недостойны поклоняться Честному Кресту. По возвращении из Св. земли он поселился в тесной пещере, где провел долгое время, питаясь кореньями и травами. Был известен среди местных подвижников, которые направляли к нему бесноватых, и И. Х. изгонял из страждущих нечистых духов. Слава о нем распространилась настолько, что его принудили стать епископом Кесарии Палестинской, однако спустя некоторое время он оставил кафедру и удалился в пустыню, где пребывал до конца жизни. Провел много лет в обители Хозива, находившейся между Иерусалимом и Иерихоном в ущелье Вади-Кельт. Однако точные годы пребывания И. Х. в Хозиве установить трудно.
Однажды изгнанный из отрока бес задумал отомстить святому. Бес принял человеческое обличье и припал к ногам И. Х., проходящего краем ущелья, якобы испрашивая благословение. Когда И. Х. собрался благословить его, тот за ноги скинул подвижника в пропасть, но И. Х. остался невредимым. Бес наслал на И. Х. разбойника, к-рый, избив святого, сжег его келью. Некая женщина, подстрекаемая бесом, встретив И. Х., умоляла его освятить ее жилище. Но как только святой внял ее просьбе, она заперла двери и попыталась соблазнить И. Х. Тот, не поддавшись искушению, покинул ее дом.
Чтобы избежать возможных искушений, И. Х. решил постоянно оставаться на одном месте, для чего связал себя веревкой по рукам и ногам. Однажды он услышал о некоем подвижнике Маркиане и очень захотел повидать его, но не мог нарушить свой обет. Тогда Маркиан был перенесен к И. Х. ангелом, а после того как старцы побеседовали, таким же чудесным образом возвращен обратно. И. Х. совершил множество др. чудес, об одном из к-рых рассказывается в «Церковной истории» Евагрия Схоластика: И. Х. исцелил жену патриция Аркесилая (подробнее см. в ст. Зосима, прп. Финикийский) (Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 7). Скончался И. Х. в глубокой старости. В ц. Рождества Пресв. Богородицы в Иерусалиме есть придел Георгия Хозевита и И. Х.
И. Х. упомянут в «Луге духовном» Иоанна Мосха, где рассказывается, что некий брат из обители Хозива, посланный за хлебами для литургии, на обратном пути в обитель прочел над ними евхаристическую молитву, к-рую хорошо знал. Когда пресв. И. Х. совершал литургию, он не заметил схождения Св. Духа на Дары, как всегда замечал это раньше, и опечалился, думая, что чем-то прогневал Бога. Во время усердной покаянной молитвы ему явился ангел и объяснил, что Дары уже были освящены др. братом (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 25).
На основании хронологии Жития прп. Саввы Освященного, написанного Кириллом Скифопольским (BHG, N 1608), где И. Х. неоднократно фигурирует в качестве известного подвижника, можно сделать вывод, что он участвовал в Иерусалимском Соборе 518 г., являясь к тому времени епископом. Ввиду церковно-политической ситуации, сложившейся на тот момент, И. Х. был, вероятно, противником евтихиан. С. Вайе, исследователь Жития И. Х., даже предполагает, что он мог быть автором некоего полемического сочинения против Севира, патриарха Антиохийского, главы евтихиан, однако это предположение не подкреплено доказательствами. И. Х. оставил епископскую кафедру ранее 536 г., т. к. на актах Иерусалимского Собора этого года стоит подпись Илии, еп. Кесарии Палестинской (Fedalto. Hierarchia. T. 2. Col. 1014). В Житии прп. Саввы, к-рое Кирилл Скифопольский писал в 557 г., об И. Х. говорится: «...во святых...», что, возможно, означает, что И. Х. к этому времени скончался.
С. Вайе уделяет особое внимание причинам, по к-рым И. Х. оставил епископскую кафедру. Дело в том, что еп. Кесарийский Илия упомянут в письме (520) буд. имп. Юстиниана I св. Гормизду, папе Римскому, написанном в связи с преодолением последствий акакианской схизмы, во время к-рой мн. иерархи были изгнаны со своих кафедр. В письме отмечается, что восстановление на кафедре Илии хотя формально и справедливо, но на практике довольно затруднительно, поскольку его преемник (И. Х.?) хорошо зарекомендовал себя (Coll. Avel. N 106 // CSEL. T. 35. P. 655-656). Вайе предполагает, что И. Х. добровольно покинул кафедру, уступив ее предыдущему епископу, дабы не вызывать церковных нестроений.